Четверг, 25.04.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Образовательный портал

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования

Главная » 2010 » Октябрь » 7 » Статья на международную конференцию СФ БГУ
13:16
Статья на международную конференцию СФ БГУ
С.Х.Файзуллина
преподаватель истории
АУ СПО Сургутский профессиональный колледж СП-4

ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Папа, объясни мне, зачем, нужна история?
М.Блок

Зачем нужна история?

Рассмотрим вопрос о специфике истории как учебного предмета. История-это учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний:
- Овладение студентами основами знаний об историческом пути человечества древности до нашего времени.
- Развитие способностей студентов осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
- Формирование ценностных ориентации и убеждений студентов на основе личности осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Чему учит предмет?

Смысл исторического образования я вижу в формировании исторического мышления, под которым понимаю набор мыслительных стратегий, дающих возможность студентам самостоятельно интерпретировать события.
Идеологическая и политическая ангажированность этого предмета скомпрометировала тезис о воспитании историей.
Исходя из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета "История". Настоящие воспитание историей, заключается в представлении студентами реальной возможности самовоспитания, которое состоит в "примеривание" на себя исторических костюмов, масок, позволяет студентам преодолеть монологизм мышления, постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрения и позиций.
Чему можно научить студентов?

А, что если попытаться начать с довольно простого? Вырастить достойных граждан Отечества. Воспитать всесторонне развитую личность. Цель высока, но в принципе достижима.
Наиболее общей целью исторического образования студентов является приобщение их к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности студента на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Важнейшая цель исторического образования - воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
Поэтому эти цели должны быть смыслам для каждого студента. Это не что иное, как строить свою собственную биографию. Ведь история - это биография человечества, и в ней нет ничего, кроме биографий живых, правда, прежде нас живших людей.
Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Почему жизненно необходимо изучать предмет?

Чтоб ответить на этот вопрос, мы должны задумываться... В каком времени живет история?
История - это не только прошлое, прошлое- это еще не история.
История - это наука о том, чего уже нет, и не будет.
История - это союз между умершими, живыми и еще не родившимися.
История - это прошлое и будущее, опрокинутое в настоящее.
История - это наука будущего.
(К.Кушнер)
Рассказанная история удовлетворяет важнейшую потребность студента - учиться быть соавтором своей судьбы, становиться свободным человеком.
Вероятно, поэтому можно утверждать, что изучение истории, хотя бы, отчасти как драмы людей, находившихся в поворотных моментах их собственной жизни, выбиравших свой неизведанный путь в будущее, должно приводить к формированию самостоятельности студента в проектировании своей собственной жизни. Конечно, нельзя утверждать, что все те, кто в детстве увлекался «живой историей», стали «историческими личностями», свободными и активными субъектами своей и чужой судьбы, но можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что все, кого эта страсть в той или иной форме не коснулась, полноценными и самостоятельными личностями, как правило, не становились.
С другой стороны, больно уколола мысль: а не спрятана ли в преподавательской деятельности неоднократно повторяемая перед студентами мысль:
«История не знает сослагательного наклонения! Не пытайся сочинять в истории. В ней было лишь то, что было!»- это самое важное качество истории - ее уроки свободы, самостоятельности и ответственности.
И еще горче. Если до определенного момента я историю «в сослагательном наклонении» не учила, то не подавила ли в прошедших предо мною за это время подростках ростки авторства своего жизненного проекта? Как развернулись бы их характеры, если бы они вместе со мной смогли пережить состояние выбора всей будущей судьбы мира, например, человечество, никогда бы не доросло до гражданского общества, свободы личности, творчества расцвета наук и искусств.
Или - если не заглядывать так глубоко: как укрепилось бы личностное начало и чувство гражданской ответственности, коли смогли бы они прочувствовать, как обычная халатность и не менее обычное равнодушие, например трагедия 11 сентября, вторжению в Ирак, война в Чечне, в которую все мы уже глубоко втянуты. До сих пор многие бездумно повторяют: «Мы не решили Рубикон или « Жребий брошен!», не догадываясь о трагической ноте, которая звучала в устах Гая Юлия Цезаря, который, конечно же, сознавал, что он сам свободно и достойно выбрал дорогу не только к победе и к славе - но и к своей смерти!
Сегодня пришлось впервые всерьёз задуматься, как говориться на научном языке, о смене педагогической деятельности « личностно -отчужденной парадигмы на личностно-ориентированную». Пришло понимание, что в преподавании истории личностная ориентация образования затрагивает не только образовательные технологии, означает не только стремление к индивидуализации педагогических воздействий и использование особенностей психосоматической природы студента. В очень значительной степени при изучении истории личностная ориентация образования ведет к повороту самого содержания предмета, в сторону главной потребности социализирующегося подростка: поиска примеров и моделей поведения свободного и сильного человека в критических ситуациях выбора. Ибо доблестное и разумное поведение именно в таких ситуациях и позволяет ему стать соавтором своей биографии, выйти из «рабства судьбы» и приобщиться к жизни того или иного народа. То есть стать субъектом истории.
Из этих или подобных им размышлений возник замысел всего лишь новой расстановки акцентов в курсе истории. Замысел этот состоит в том, чтобы вводные и повторительно-обобщающие занятия и до начала изучения и после завершения каждой из больших тем в истории проводить, погружая студентов в грозовую атмосферу «принятия судьбоносного решения» той или исторической личностью. Дело в том, что в любой большой теме по истории IX-XX вв. есть поворотных моментов, глубоко неочевидных альтернатив и небанальных решений, разбирая которые на занятиях, студенты приобщаются к драме человека, совершающего на их глазах выбор, надолго определивший судьбы и его самого и нашей страны, и всего человечества.
Нужно сформулировать рамки педагогического и учебного результата по четырем основным направлениям:
1) формирование у студентов потребности и умения принимать решения в ситуации ответственного личностного выбора, например, поведения исторических личностей, а также адекватной самооценки собственный жизненный проект;
2) складывание у студентов личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого, которая в отличие от любого другого «группового» патриотизма, предполагает, прежде всего, включенность «Я» студента в контексте происходившего;
3) формирование у студентов жизненной стратегии достижения успеха, а также желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства;
4) овладение студентами знаниями всех классических поворотных пунктов истории. Студенты должны ясно представлять себе механизмы осуществления «исторической необходимости» путем реального выбора и «деяний» исторических личностей.
Таким образом, если в преподавании истории значительно определеннее, чем это принято в традиционном обучении, акцентировать активную роль личностей в определении дальнейших судеб государства и народа в переломные моменты развития страны, то:
- Удастся реально решить ряд важных задач. Речь идет о воспитании субъектной позиции студента по отношению к своей собственной биографии.
- Будет придан, через освоение студентами позиции «соавтора», «со¬участника», реальных исторических альтернатив применительно к курсу истории.
Результаты обучения изменяется в лучшую сторону, в частности:
а) Студенты овладеют умением различать, выделять, называть и реконструировать значительно больше причинно-следственных, ассоциативных, аналоговых, структурно-логических связей в историческом процессе;
б) Студенты научатся операциям «проектной деятельности», которые применительно к занятиям историей выглядят как соавторство в изучении исторического процесса.
Что в первую очередь нужно?

Необходимо определить формирование ценностей и умений в историческом образовании.
Ценности:
- устойчивые идейные убеждения;
- терпимость к иным точкам зрения, допущение возможности существования других взглядов и оценок, толерантность;
- интерес и уважение к культурному многообразию мира, к истории своего и других народов, творческое и ответственное отношение к миру;
- правильное понимание политики государства и ее активная поддержка, уверенность в правильности политического курса;
- гуманизм, уважение к личности, правам человека и демократическим традициям.
Умения:
- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним критически и рассматривая их в конкретно-историческом контексте;
- обосновывать правильность выводов и оценок, используя различные способы доказательства и достоверные факты;
- давать обоснованную оценку событиям, опираясь на знания;
- различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию;
- участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания и факты;
- давать оценку различным трактовкам событий.
Владея, ценностями и умениями студенты смогут:
• «проблематизировать» т.е. исследовать с помощью постановки вопросов, выделения проблем;
• «концептуализировать» т.е. переосмысливать путем выделения тезисов, с последующим переструктурированием текста, видеть скрытые, неявные, альтернативные смыслы;
• «вариативизировать» т. е. изменять форму текста по видам высказывания в виде призыва-лозунга, проповеди, гипотезы, утверждения-постулата, доказательства и т.д.
Как увлечь студента предметом?

Для осуществления, намеченного, путем смены акцентов в содержании учебного материала выделяется ряд занятий в курсах отечественной истории, специально ставящих акценты на поворотных моментах исторического процесса, выбора исторической личностью дальнейшего пути развития.
Занятие проводятся в качестве вводное и повторительно-обобщающего. По одному плану и по одной и той же методике до начала изучения и после завершения каждой из больших тем.
Данные занятия предпочтительно проводить в малых группах, опираясь на образовательную технологию «метода проектов» в качестве, основного.
Очень важно добиваться путем применения методики психологической драмы, самоотождествления студентов с реальными историческими персонажами-субъектами «судьбоносного выбора», а также с конкретными авторами-историками, оценивающими с разных позиций последствия данных «поворотных пунктов».
Следует привлекать для изучения помимо учебников подлинные тексты источников, а также должным образом гуманитарные тексты, прежде всего философско-этические, исторические и политологические исследования, художественные произведения и публицистику.
Для реализации всего перечисленного необходимо обучить студентов технике самостоятельного диалога, а также общих дебатов с целью доказательного приобретения новых смыслов в традиционных текстах.

Литература

1. Вяземский Е.Е. Структура школьного исторического образования /Преподавание истории и обществознания. 2006 №7
2. Вяземский Е.Е. и О.Ю.Стрелова Цели современного исторического образования /Преподавание истории и обществознания. 2007 №7
3. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях.- М., 2001
4. Сериков В.В., Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. 2003 №10
5. Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования. http.//www.eidos.ru/gournal/2004/0622-09.htm.

© Файзулллина С.Х., 2010
Категория: Статьи и публикации | Просмотров: 2917 | Добавил: sulpan | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Ввод/Вывод WM
Моментальный Вывод Webmoney
Красота, здоровье
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz