Четверг, 25.04.2024, 15:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Образовательный портал

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования

Главная » 2010 » Ноябрь » 13 » Урок информатики по теме "НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ"
14:44
Урок информатики по теме "НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ"
   Тема урока: Носители информации.

Цели урока:
Обучающая: осмыслить понятие «носитель информации», различать виды носителей информации по классификации и форме записанной информации.
Развивающая: развивать познавательный интерес, внимание.
Воспитательная: формировать самостоятельность и ответственность при работе на компьютере.
Тип урока: урок закрепления знаний
Вид урока: собеседование
Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.
 
План урока.
 
1. Организационный этап (проверка присутствующих, сообщение темы урока)
2. Актуализация знаний, субъективного опыта учащихся:
Прежде чем, мы с вами приступим к формированию новых знаний, давайте вспомним материал прошлых занятий:
· Что такое информация? (это сведения, знания, сообщения, сигналы, т.е. все то, что используется для управления ситуацией, поведением, организацией, государством).
· Имеет ли информация материальную основу? (нет) · Как вы думаете, что использовалось в первобытные времена для хранения информации? (человеческая память)
· Количество информации, которой человек пользовался, постоянно и неуклонно возрастало. Но, к сожалению, человек многое забывает. По этому, еще с древности человек записывал информацию, для того, чтобы многократно ее использовать и далее передать ее потомкам. Давайте вспомним, какие изобретения человечества помогали людям в дальнейшем хранить уже достаточно большие объемы информации? (камень, папирус, береста, пергамент и бумага)
· Начиная с середины 19 века, века зарождения компьютера как средства обработки информации появилась возможность хранить еще большие по объему массивы информации. С помощью чего мы с вами сейчас храним информацию? (магнитные диски, лазерные диски, флэш) В любом случае, информация хранится на каком – то носителе, т.к. информация не материальна. И этот носитель должен обладать «памятью», т.е. способен сохранить свое состояние длительное время. При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки, на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки, на лазерных дисках образуются области, по-разному отражающие свет. С течением времени эти свойства сохраняются, что позволяет читать записанную информацию множество раз.
 
3. Формирование новых знаний.
Итак, мы с вами готовы дать понятие носителя информации. Запишем определение.
Носитель информации (информационный носитель) — любой материальный объект или среда, используемый для хранения или передачи информации.
Все носители информации применяются для: записи, хранения, чтения, передачи информации. Самым распространенным носителем информации до недавнего времени была бумага. Но время идет, и качество бумажных носителей перестало устраивать современное общество, озабоченное все возрастающим и возрастающим количеством информации, которое нужно было сохранить и передать потомкам.
· Почему бумага перестала удовлетворять современное общество в качестве носителя информации? (1. Малая емкость 2. Лес рубят 3. Нельзя перезаписать)
Для этих целей были придуманы запоминающие устройства, основным плюсом которых была возможность многократной перезаписи информации и длительного времени хранения информации. Бумажные носители начали постепенно вытесняться сначала аналоговыми, а за тем и цифровыми запоминающими устройствами. Минусом их является то, что для работы с носителями разного типа и формата необходимы соответствующие ему устройства считывания. Информация записывается на носители информации посредством изменения физических, химических или механических свойств запоминающей среды. Таким образом мы с вами подошли к понятию запоминающего устройства.
Запишем определение.
Запоминающее устройство — носитель информации, предназначенный для записи и хранения данных.
В основе работы запоминающего устройства может лежать любой физический эффект, обеспечивающий приведение системы к двум или более устойчивым состояниям.
Запоминающие устройства можно классифицировать по различным признакам. Давайте определим эти признаки.
Классификация запоминающих устройств:

   I. По форме записанной информации выделяют только две большие группы: аналоговые и цифровые запоминающие устройства. Аналоговые запоминающие устройства предназначены для запоминания и временного хранения уровней аналоговых сигналов. Аналоговый компьютер (используется для автоматического контроля над производственными процессами и в научной деятельности, т.к он чутко реагируют на изменение параметров физической среды). Цифровые запоминающие устройства — устройства, предназначенные для записи, хранения и считывания информации, представленной в цифровом коде.
   II. По устойчивости записи и возможности перезаписи ЗУ делятся на: · Постоянные ЗУ (ПЗУ), содержание которых не может быть изменено конечным пользователем (например, CD-ROM). ПЗУ в рабочем режиме допускает только считывание информации. · Записываемые ЗУ, в которые конечный пользователь может записать информацию только один раз (например, CD-R). · Многократно перезаписываемые ЗУ (например, CD-RW, FLASH). · Оперативные ЗУ (ОЗУ) обеспечивает режим записи, хранения и считывания информации в процессе её обработки. Быстрые, но дорогие ОЗУ (SRAM) строят на триггерах, более медленные, но дешёвые разновидности ОЗУ — динамические ЗУ (DRAM) строят на конденсаторах. В обоих видах ЗУ информация исчезает после отключения от источника тока. (В большинстве современных компьютеров оперативная память представляет собой динамические модули памяти содержащие полупроводниковые БИС ЗУ, организованные по принципу устройств с произвольным доступом. Память динамического типа дешевле, чем статического, и её плотность выше, что позволяет на том же пространстве кремниевой подложки размещать больше ячеек памяти, но при этом её быстродействие ниже. Статическая, наоборот, более быстрая память, но она и дороже. В связи с этим массовую оперативную память строят на модулях динамической памяти, а память статического типа используется для построения кеш-памяти в микропроцессоре).
    III. По типу доступа ЗУ делятся на: · Устройства с последовательным доступом (например, магнитные ленты). · Устройства с произвольным доступом (например, оперативная память). · Устройства с прямым доступом (например, жесткие магнитные диски).
   IV. По геометрическому исполнению: · дисковые (магнитные диски, оптические, магнитооптические); · ленточные (магнитные ленты, перфоленты); · барабанные (магнитные барабаны); · карточные (магнитные карты, перфокарты, флэш-карты, и др.) · печатные платы (карты DRAM).
   V. По физическому принципу: · перфорационные (с отверстиями или вырезами) o перфокарта o перфолента · с магнитной записью o ферритовые сердечники o магнитные диски § Жесткий магнитный диск (носителем информации является пластина с магнитным покрытием) Гибкий магнитный диск o магнитные ленты o магнитные карты · оптические o CD(Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера. Дальнейшим развитием CD-дисков стали DVD-диски). Компакт-диск (CD-ROM) стал основным носителем для переноса информации между компьютерами (вытеснив с этой роли флоппи-диск). Сейчас он уступает эту роль более перспективным твердотельным носителям. o DVD( Digital Video Disc — цифровой видеодиск) — носитель информации, выполненный в виде диска, внешне схожий с компакт-диском, однако имеющий возможность хранить бо́льший объём информации за счёт использования лазера с меньшей длиной волны, чем для обычных компакт-дисков). o HD-DVD (High-Density DVD — DVD высокой ёмкости) — технология записи оптических дисков, разработанная компанией Toshiba, использует в работе лазер с другой длиной волны. В 2008 году компания Toshiba объявила о прекращении поддержки технологии HD DVD в связи с решением положить конец войне форматов) o Blu-Ray Disc(синий луч и disc — диск; написание blu вместо blue — намеренное) — формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости, в борьбе форматов HD и Blu-ray победил Blu-ray) · магнитооптические: o CD-MO (Сompact Disc-Magneto-Optical, Магнитооптический компакт-диск) — разновидность компакт-диска (CD), разработан в 1988 году и позволяет многократно записывать и стирать информацию. Появился до внедрения технологии записываемых CD-RW компакт дисков) · использующие накопление электростатического заряда в диэлектриках (конденсаторные ЗУ, запоминающие электроннолучевые трубки); · использующие эффекты в полупроводниках (EEPROM ( Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory, электрически стираемое перепрограммируемое ПЗУ, ЭСППЗУ). Память такого типа может стираться и заполняться данными несколько десятков тысяч раз. Используется в твердотельных накопителях. Одной из разновидностей EEPROM является флэш-память (Flash Memory); флэш-память — разновидность твердотельной полупроводниковой энергонезависимой перезаписываемой памяти (ПППЗУ). ПРИНЦИП ТРАНЗИСТОРА (ячейка флэш-памяти изменяет свое состояние под воздействием электрического разряда). Носителем информации является полупроводниковая среда. Она может быть прочитана сколько угодно раз и перезаписана около миллиона циклов, не содержит подвижных частей, так что, в отличие от жёстких дисков, более надёжна и компактна. Благодаря своей компактности, дешевизне и низкому энергопотреблению флэш-память широко используется в цифровых портативных устройствах
· В каких именно цифровых портативных устройствах используется флэш-память?
— фото- и видеокамерах, диктофонах, MP3-плеерах, КПК, мобильных телефонах, а также смартфонах и коммуникаторах. Кроме того, она используется для хранения встроенного программного обеспечения в различных устройствах (маршрутизаторах, мини-АТС, принтерах, сканерах, модемax), различных контроллерах. Из перечисленных запоминающих устройств наибольшее распространение получили:

· Магнитные ЗУ в пластиковых картах · Флэш-память: USB-накопители, карты памяти в телефонах и фотоаппаратах, SSD
· Оптические диски: CD, DVD, Blu-Ray и др.
· Жёсткие диски (НЖМД)
· Микросхемы SDRAM (DDR и XDR)
 
Где применяются ЗУ?
Самое большое распространение запоминающие устройства приобрели в компьютерах (компьютерная память). Кроме того, они применяются в устройствах автоматики и телемеханики, в приборах для проведения экспериментов, в бытовых устройствах (телефонах, фотоаппаратах, холодильниках, стиральных машинах и т. д.), в пластиковых карточках, замках.
4. Закрепление материала. 
Для закрепления материала выполним задание по карточке.
Д/З – применение ЗУ (информацию взять из Интернет)
Карточка-задание по теме: Носители информации.

Отметка за работу: 100-90% – оценка 5; 80-90% – оценка 4; 70-80% - оценка 3;< 70;% – оценка 2
ОТВЕТЫ:
Итак, мы с вами изучили множество ЗУ, которые на протяжении истории своей эволюции придумало человечество. А знаете ли вы ЗУ, не придуманное самим человеком, но постоянно им используемое? Правильно. Это человеческий мозг, содержащий около109-1015 нейронов – ячеек, совмещающих функции памяти и логической обработки информации; объём мозга в среднем 1,5 дм3, масса 1,2 кг, потребляемая мощность около 2,5 Вт. Лучшие современные электронные ЗУ при такой же ёмкости занимают объём в несколько м3 при массе в десятки и сотни кг, а потребляемая мощность достигает несколько КВт. Научно обоснованные прогнозы утверждают, что совершенствование электронной техники и применение новых высокоэффективных накопительных сред в сочетании с широким использованием методов бионики ( Бионика это наука, занимающаяся использованием биологических процессов и методов для решения инженерных задач. Бионику можно определить также как учение о методах создания технических систем, характеристики которых приближаются к характеристикам живых организмов.
Бионика изучает биологические системы и процессы с целью применения полученных знаний для решения инженерных задач. Другими словами, бионика помогает человеку создавать оригинальные технические системы и технологические процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы. Бионика интересуется всем, что может быть названо «техникой природы»). При решении проблем, связанных с синтезом ЗУ, позволят создавать ЗУ, близкие по параметрам к памяти человека. Но это – будущее, а на сегодня – все, урок окончен.
Категория: Разработки уроков | Просмотров: 40148 | Добавил: sp4lus | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Ввод/Вывод WM
Моментальный Вывод Webmoney
Красота, здоровье
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz