САМООБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ -
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л.Ю. Синявина - преподаватель информатики
Автономное учреждение
Среднего профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский профессиональный колледж»
Структурное подразделение – 4, г. Сургут
Данная статья может помочь преподавателю определиться в направлениях по совершенствованию самообразования, в выборе тем, форм и методов самообразования, в составлении личного плана по самообразованию.
«Самообразование это приобретение знаний
путем самостоятельных занятий
без помощи преподавателя».
С.И. Ожегов
Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере (знание своего предмета),
- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.),
- в сфере педагогической психологии и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, например:
- Возможности использования личностно-развивающего обучения на занятиях.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении предмета.
- Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
- Использование элементов системы развивающего обучения.
- Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
- Технология деятельностного подхода на занятиях учебного предмета как метод повышения качества знаний.
- Использование компьютера в преподавании различных предметов.
- Повышение познавательной активности на занятиях.
- Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков.
- Компьютерные технологии на занятиях физики как метод повышения качества знаний.
- Приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях.
- Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения студентов.
- Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий и др.
Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей. На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В предлагаемом варианте личный план самообразования преподавателя включает в себя следующие пункты:
- Ф.И.О. педагога;
- Образование;
- Тема самообразования;
- Сроки работы над темой самообразования;
- Цель;
- Задачи;
- Основные вопросы;
- Предполагаемый результат;
- Форма самообразования;
- Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- Практический выход;
- Форма отчета по проделанной работе.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Каждый преподаватель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий, внеклассные мероприятия.
Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:
- Дистанционные курсы для педагогов.
- Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.
- Дистанционные конкурсы.
- Дистанционные эвристические олимпиады.
- Педагогические форумы.
Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Литература:
-
Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986.
-
Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.,2006.126с
-
Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.
-
|