Среда, 25.12.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Образовательный портал

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования

Главная » 2010 » Октябрь » 6 » Что нужно знать для самообразования
13:22
Что нужно знать для самообразования
САМООБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ -
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л.Ю. Синявина - преподаватель информатики
Автономное учреждение
Среднего профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский профессиональный колледж»
Структурное подразделение – 4, г. Сургут
  Данная статья может помочь преподавателю определиться в направлениях по совершенствованию самообразования, в выборе тем, форм и методов самообразования, в составлении личного плана по самообразованию.
 
«Самообразование это приобретение знаний
путем самостоятельных занятий
без помощи преподавателя».
С.И. Ожегов
  Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
  Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.
  Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
  Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
  • в профессиональной сфере (знание своего предмета),
  • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.),
  • в сфере педагогической психологии и т.п.
  В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
  В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, например:
  • Возможности использования личностно-развивающего обучения на занятиях.
  • Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении предмета.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
  • Использование элементов системы развивающего обучения.
  • Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
  • Технология деятельностного подхода на занятиях учебного предмета как метод повышения качества знаний.
  • Использование компьютера в преподавании различных предметов.
  • Повышение познавательной активности на занятиях.
  • Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков.
  • Компьютерные технологии на занятиях физики как метод повышения качества знаний.
  • Приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях.
  • Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения студентов.
  • Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий и др.
  Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей. На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
  В предлагаемом варианте личный план самообразования преподавателя включает в себя следующие пункты:
      1. Ф.И.О. педагога;
      2. Образование;
      3. Тема самообразования;
      4. Сроки работы над темой самообразования;
      5. Цель;
      6. Задачи;
      7. Основные вопросы;
      8. Предполагаемый результат;
      9. Форма самообразования;
      10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
      11. Практический выход;
      12. Форма отчета по проделанной работе.
  Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
  Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает: 
      • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; 
      • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; 
      • участие в педсоветах, научно-методических объединениях; 
      • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; 
      • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
  Каждый преподаватель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий, внеклассные мероприятия.
  Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:
    • Дистанционные курсы для педагогов.
    • Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.
    • Дистанционные конкурсы.
    • Дистанционные эвристические олимпиады.
    • Педагогические форумы.
  Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.
  Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Литература:
  1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986.
  2. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.,2006.126с
  3. Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.
  4. Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
Категория: Статьи и публикации | Просмотров: 4880 | Добавил: sp4lus | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Ввод/Вывод WM
Моментальный Вывод Webmoney
Красота, здоровье
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz