Преподаватель информатики Сургутского проф. колледжа СП-4 Синявина Л.Ю. Интерактивная доска в обучении "Венцом творения" в эволюции школьной доски стали SMART Board - интерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера (путем проекции изображения при помощи обычного медиапроектора), произвольного дополнения выведенного изображения ручными заметками, комментариями, примечаниями или акцентирующими внимание обучающихся "обводками" каких-либо важных фрагментов текста и графики, интерактивной работы с проецируемым изображением точно так же, как на экране дисплея при помощи мыши и сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г. Одними из первых, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели. Действительно, использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. Теперь, чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с Интернетом, писать поверх любых приложений, веб-сайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования. Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет ресурсы. Программное обеспечение позволяет писать и делать пометки прямо поверх всех видов документов, диаграмм и веб-страниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт. Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же занятия, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время. Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Планирование занятий на интерактивных досках приведет не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять занятия, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске студенты гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их занятий заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты студентов повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что обучающиеся стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения. Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества: Основные преимущества: • Совместима с программами для всех лет обучения; • Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами; • Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории; • Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и студентов благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию. Преимущества для преподавателей: • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра аудитории; • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов; • Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; • Удобна при работе в большой аудитории; • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для обучающихся: • Делает занятия интересными и развивает мотивацию; • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске; • Обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; • Обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность обучающихся младшего возраста или людей с ограниченными возможностями. Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения занятия одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Стандартное занятие, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивного метода обучения - может развиваться так: ־ Подготовка к началу занятия; ־ Объяснение целей занятия; ־ Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой; ־ Развитие темы при участии студентов; ־ Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения. Структура занятия всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда студенты приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу студентов, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание студентов на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности. Теперь же, благодаря объединению компьютера и интерактивной доски, мы получаем уникальную возможность соединить бесспорные преимущества компьютера с традиционными формами обучения. Преподаватель, проецируя на доску SMART Board очередное задание, может вызвать к ней одного или даже нескольких студентов для публичного решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию либо (если работа ведется в составе локальной сети) продемонстрировать результаты индивидуальной работы студентов, дополняя их своими рукописными и графическими комментариями. Использовать SMART Board можно уже в младших классах: ведь для работы с ней учащемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью: вся идеология, вся моторика здесь абсолютно та же самая, что и при работе с обычной, грифельной доской, только вместо мела используется не пачкающий руки пластиковый маркер. А дальше все зависит от возможностей обучающих программ: разве не заманчиво получить возможность "оживить" сделанный на доске чертеж, просто двигая его пальцем? Преподавателям, которым посчастливится получить интерактивную доску для использования в работе, смогут сами найти для нее множество полезных и интересных способов применения, сочетая новейшие компьютерные технологии с традиционными, описанными в любом учебнике педагогическими приемами.
|