В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования предлагается осуществлять с использованием трех критериев: - владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности; - готовность решать профессиональные предметные задачи; - способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами. Для каждого их них нами определены соответствующие показатели. Так, критерий «владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности» предлагается оценивать по следующим показателям: полнота, объем, точность и результативность. Критерий «готовность решать профессиональные предметные задачи» раскрывается с помощью трех показателей: направленность, активность и инициативность. Наконец, критерий «способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами» характеризуется такими показателями, как логичность, целенаправленность и соотнесенность. В таблице 1 приводятся указанные критерии и показатели. Кроме того, каждому из показателей дается пояснение или определение.
Таблица 1 Критерии и показатели оценивания уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования
Критерий
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами
Показатели. Пояснение, определение
1.1. Полнота Полная мера, полный состав, предельное потребное количество. Исчерпывающая достаточность.
1.2. Объем Содержание чего-нибудь с точки зрения величины, размеров, количества содержащегося. В формальной логике: совокупность признаков, включенных в понятие
1.3. Точность Степень приближения к оригиналу. Степень точного соответствия чему-нибудь.
1.4. Результативность Мера эффективности, характеризующаяся достижением результата (цели) деятельности или степенью приближения к ней. Результативность определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат
2.1. Направленность Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека
2.2. Активность Проявление энергичной деятельности. Энергичность.
2.3. Инициативность Склонность к почину, побуждению к началу какого-нибудь дела, проявлению руководящей роли в каких-н. действиях. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
3.1. Логичность Закономерность, разумность, последовательность
3.2. Целенаправленность Стремление к определенной цели, подчиненность ей
3.3. Соотнесенность Состояние нахождения в соотношении с чем-нибудь или кем-нибудь.
Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования осуществляется по трем уровням: - уровень средний (соответствие занимаемой должности без присвоения категорий); - уровень выше среднего (соответствие занимаемой должности с присвоением I категории); - уровень высокий – соответствие занимаемой должности с присвоением высшей категории. В таблице 2.3 приводятся разработанные нами критериально-уровневые характеристики оценивания профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования.
Таблица 2.3 Критериально-уровневые характеристики
Уровень высокий – соответствие занимаемой должности с присвоением высшей категории
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности (показатели: полнота, объем, точность результативность)
Владение многообразием современных педагогических технологий и методик позволяет педагогу творчески подходить к проектированию педагогического процесса с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся, их интересов, потребностей и склонностей. Эффективно и системно применяет современные педагогические технологии в урочной и внеурочной деятельности (в рамках основного образовательного процесса и за его пределами). Объем теоретических и прикладных представлений педагога позволяет ему выходить на уровень разработки собственных педагогических проектов. Имеет стабильно высокие образовательные результаты обучающихся (воспитанников), которые превышают средние показатели в субъекте Российской Федерации. Уровень знаний и умений воспитанников педагога позволяет успешно участвовать первым в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п. Образовательные результаты воспитанников педагога сопоставимы с показателями обучающихся (воспитанников) других регионов в рамках российских сопоставительных исследований.
2. Готовность решать профессиональные задачи
Выраженные мотивы, интересы и склонности педагога в осуществлении профессиональной деятельности обеспечивают его устойчивую готовность решать профессиональные задачи не только в освоенной предметной профессиональной области, но и в новых и нестандартных условиях. Энергичность в решении предметных задач проявляется на всех этапах и по различным направлениям профессиональной деятельности. Ведущее место в профессиональной деятельности педагога занимает исследовательская работа. Проявляется ярко выраженная направленность исследовательской работы педагога на достижение у учащихся (воспитанников) универсальных учебных действий. Педагогу свойственна предприимчивость и способность к самостоятельным активным действиям в решении профессиональных задач.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами
Способность контролировать деятельность подкреплена субъективными знаниями и имеющимся профессиональным опытом. Пользуясь ими, педагог способен по-своему (инновационно) трактовать содержание своей профессиональной деятельности. Логичность основывается на глубоком понимании нормативно-правовой базы профессиональной деятельности; нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательный процесс.
В таблице 3 приводятся рекомендации по измерению критериев профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования.
Таблица 3 Измерение критериев и показателей компетентности педагогических работников учреждений общего образования
Критерии
Показатели
Методы
Диагностические методики или средства
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности
Полнота, точность, объем, результативность
Тестирование Коллективная авторская методика.
Анкетирование Коллективная авторская анкета.
Анализ продуктов деятельности педагога Методика проведения анализа учебного занятия (воспитательного мероприятия), экспертизы продуктов педагогической деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи
Направленность, активность, инициативность
Тестирование
1. Шкала оценки потребности в достижении (уровень мотивации достижения). Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
2. Тест Люшера. Выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
3. Тест КЭТТЕЛА. Используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека: интеллект; замкнутость-общительность; эмоц. устойчивость – эмоц. неустойчивость; подчиненность – доминантность; адекватность самооценки; консерватизм – радикализм; конформизм (принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы) – нонконформизм; низкий самоконтроль – высокий самоконтроль.
4. Методика «Профессионально деловые качества личности руководителя». Анкета для самооценки.
5. Методика «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию».
6. Методика «Оценка способностей к принятию творческих ответственных решений».
Анкетирование
1. Методика «Определение направленности личности (ориентационная анкета)». Определяет: направленность на общение; направленность на дело; направленность на себя.
2. Коллективная авторская анкета.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами
Логичность, целенаправленность, соотнесенность
Собеседование Методика проведения собеседования по результатам выполненного проекта.
Решение ситуативных педагогических задач
1. Методика анализа решения ситуативных педагогических задач
2. Методика оценки эффективности педагогических решений.
6. ОБЩИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Категория работников / наименование процедуры аттестации
II. Аттестация на соответствие занимаемой должности (проводится на основании представления работодателя и результатов проведения квалификационного испытания в письменной форме)
III. Аттестация на первую квалификационную категорию (проводится на основании заявления работника и результатов квалификационных испытаний)
IV. Аттестация на высшую квалификационную категорию (проводится на основании заявления работника и результатов квалификационных испытаний)
I. Педагогические работники системы общего образования, работающие в учреждениях, учредителями которых являются органы исполнительной власти Челябинской области и органы местного самоуправления территорий Челябинской области
II. 1.Представление на педагогического работника направляется работодателем на бумажном носителе по форме, утвержденной административным регламентом, руководителю территориальной подкомиссии Аттестационной комиссии. 2.Руководитель подкомиссии определяет сроки и место проведения квалификационных испытаний в соответствии с графиком работы Аттестационной комиссии, о чем сообщает работодателям в срок не позднее 7 рабочих дней с момента регистрации принятых представлений. 3.Дата, место и время проведения квалификационных испытаний письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала. Работодатель также уведомляет работника, что на квалификационные испытания работник должен явиться с документом, удостоверяющим его личность (паспорт, или документ, его заменяющий). 4.Квалификационные испытания проводятся в назначенном месте и в назначенное время под руководством руководителя территориальной подкомиссии. Руководитель подкомиссии обеспечивает контроль проведения процедуры квалификационных испытаний в соответствии с утвержденным административным регламентом. При проведении процедуры аттестации (в месте ее проведения) имеют право присутствовать члены аттестационной комиссии, входящие в состав соответствующей территориальной подкомиссии. 5.Педагогические работники выполняют письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий. Тестовые задания формируются специалистами ЧИППКРО и размещаются на специально выделенном портале. Педагог выходит на сайт www.ipk74.ru и выполняет процедуру регистрации. Выполнив процедуру регистрации, педагог получает по электронной почте письмо с сообщением о подтверждении регистрации и доступе к ресурсу. Используя свои логин и пароль, педагог входит в программу теста и приступает к выполнению письменной работы. По окончании выполнения письменной работы педагог и руководитель подкомиссии получают заключение об успешности (или не успешности) прохождения процедуры. Вместе с заключением об успешности (не успешности) прохождения процедуры педагог и руководитель территориальной подкомиссии получают формализованный анализ, включающий указания на ошибки, допущенные педагогом. 6. По итогам проведения квалификационных испытаний территориальная подкомиссия формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии путем заполнения аттестационного листа до п.9 включительно. Представление на аттестуемого работника, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод об успешности выполнения письменной работы) руководитель подкомиссии направляет в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 7.Президиум Аттестационной комиссии принимает решение о результатах аттестации. Процедура аттестации считается пройденной, если педагог ответил правильно на 45 вопросов теста (75% выполнения теста).
III. 1. Экспертиза педагогической деятельности работника в установленных регламентах проведения процедуры аттестации осуществляется территориальными подкомиссиями. 2. Работник направляет заявление по установленной административным регламентом форме руководителю подкомиссии вместе с картой результативности педагогической деятельности (оформленной в соответствии с требованиями административного регламента). Заявление и карту результативности педагогической деятельности работник также может направить в электронном виде, путем их размещения на соответствующем разделе сайта МОиН Челябинской области (или на сайте организации, которой поручено регистрировать заявления) – далее сайт аттестации. В этом случае датой подачи заявления считается дата регистрации заявления на сайте. Факт регистрации заявления и дата его регистрации, а также факт получения карты результативности педагогической деятельности фиксируются в регистрационном листе, размещенном в том же разделе сайта. 3. Руководителем подкомиссии на основании поданных заявлений (в электронном виде и на бумажных носителях) формируются графики проведения аттестации работников (с учетом двух этапов - заочного и очного), которые не позднее 1 месяца со дня подачи заявлений размещаются в соответствующем разделе сайта аттестации. В графиках проведения процедур аттестации указывается также место и время проведения второго этапа аттестации. 4. В соответствии с установленными графиками руководителями подкомиссий организуется экспертиза представленных карт результативности педагогической деятельности и самоанализа педагогами мультимедийной презентации учебного занятия (конспекта занятия для педагогов дошкольных образовательных учреждений) или видеоурока. При этом, педагоги, которые ранее представляли карты результативности педагогической деятельности в электронном виде, на втором этапе очной защиты, представляют их на бумажных носителях за подписью руководителя образовательного учреждения, закрепленной печатью. Если процедура второго этапа проводится в режиме он-лайн, то до начала процедуры данного этапа педагог может направить карту педагогического опыта почтой. В любом случае карта результативности педагогической деятельности до начала второго этапа экспертизы должна быть представлена на бумажных носителях за подписью руководителя образовательного учреждения. Материалы для очного этапа (запись видеоурока или мультимедийной презентации урока, конспекта занятия) представляются работником в подкомиссию не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты проведения очной экспертизы. На основании результатов оценивания карты результативности педагогического опыта и видеоурока или мультимедийной презентации (конспекта) экспертная группа готовит экспертные заключения для подкомиссии с рекомендацией о присвоении или не присвоении педагогическому работнику первой квалификационной категории. 5. Если работник не прошел один из этапов аттестации в установленном графиком порядке, или нарушил процедуру представления документов, то считается, что он не прошел процедуру аттестации в целом. 6. Руководитель подкомиссии по итогам заседания подкомиссии формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии путем заполнения аттестационного листа до п.10 включительно. Заявление работника, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод о результатах квалификационных испытаний) руководители подкомиссий направляют в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 7. Президиум Аттестационной комиссии принимает решение о результатах аттестации. Процедура аттестации считается пройденной педагогом успешно, если по результатам каждого этапа он набирает не менее половины (50%) баллов из максимально возможного их количества в соответствии с инструментарием оценивания.
IV. 1. Заочная экспертиза карт инновационного педагогического опыта работника в установленных регламентах проведения процедуры аттестации осуществляется территориальными подкомиссиями. Очная экспертиза проектных работ педагогов осуществляется экспертной группой Аттестационной комиссии. Руководит работой экспертной группы член Аттестационной комиссии - ректор ГОУ ДПО ЧИППКРО. 2. Очная экспертиза проектных работ может проводиться по завершению курсов повышения квалификации, в соответствии с установленным графиком, в режиме он-лайн в соответствии с установленным графиком (на базе ЧИППКРО). 3. Для прохождения аттестации работник направляет заявление по установленной административным регламентом форме председателю подкомиссии вместе с картой инновационного педагогического опыта (оформленной в соответствии с требованиями административного регламента). Заявление и карту инновационного педагогического опыта работник также может направить в электронном виде, путем их размещения на соответствующем разделе сайта МОиН Челябинской области (или на сайте организации, которой поручено регистрировать заявления) – далее сайт аттестации. В этом случае датой подачи заявления считается дата регистрации заявления на сайте. Факт регистрации заявления и дата его регистрации, а также факт получения карты инновационного педагогического опыта фиксируются в регистрационном листе, размещенном в том же разделе сайта. 4. Руководителем подкомиссии на основании поданных заявлений (в электронном виде и на бумажных носителях), по согласованию с ректором ЧИППКРО формируются графики проведения аттестации работников (с учетом двух этапов - заочного и очного), которые не позднее 1 месяца со дня подачи заявлений размещаются в соответствующем разделе сайта аттестации. В графиках проведения процедур аттестации указывается также место и время проведения второго этапа аттестации. Графики составляются с учетом того, что если работник желает пройти второй этап аттестации по окончании курсов повышения квалификации, то до момента начала курсов им должен быть пройден первый заочный этап. 5. В соответствии с установленными графиками руководителями подкомиссий организуется экспертиза карт инновационного педагогического опыта, а экспертной группой под руководством ректора ЧИППКРО экспертиза проектных работ. Материалы для очного этапа (описание проекта) представляются работником в экспертную группу не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты проведения очной экспертизы. Результаты экспертизы проектных работ (заполненные экспертные листы) направляются руководителям подкомиссий в электронном виде (по заранее установленным каналам) не позднее 7 рабочих дней со дня проведения экспертизы. В случае, если карта инновационного педагогического опыта изначально была представлена в электронном виде, то до начала второго этапа аттестации работник должен представить карту руководителю подкомиссии на бумажных носителях за подписью руководителя образовательного учреждения, закрепленной печатью. 6. Если работник не прошел один из этапов аттестации в установленном графиком порядке, или нарушил процедуру представления документов, то считается, что он не прошел процедуру аттестации в целом. 7. Руководитель подкомиссии по итогам заседания подкомиссии формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии путем заполнения аттестационного листа до п.10 включительно. Заявление, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод о результатах квалификационных испытаний) руководители подкомиссий направляют в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 8. Президиум Аттестационной комиссии принимает решение о результатах аттестации. Процедура аттестации считается пройденной педагогом успешно, если по результатам каждого этапа он набирает не менее половины (50%) баллов из максимально возможного их количества в соответствии с инструментарием оценивания.
I. Педагогические работники системы начального профессионального и среднего профессионального образования, работающие в учреждениях, учредителями которых являются органы исполнительной власти Челябинской области
II. 1. Представление на педагогического работника направляется работодателем на бумажном носителе по форме, утвержденной административным регламентом, руководителю подкомиссии Аттестационной комиссии, организующей процедуру аттестации работников учреждений профессионального образования (далее подкомиссия). 2. Руководитель подкомиссии определяет сроки и место проведения квалификационных испытаний в соответствии с графиком работы Аттестационной комиссии, о чем сообщает работодателям в срок не позднее 7 рабочих дней с момента регистрации принятых представлений. Дата и время проведения квалификационных испытаний педагогов, реализующих программы основного и среднего (полного) общего образования, руководитель подкомиссии согласовывает с ректором ЧИППКРО. 3. Дата, место и время проведения квалификационных испытаний письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала. Работодатель также уведомляет работника, что на квалификационные испытания работник должен явиться с документом, удостоверяющим его личность (паспорт, или документ, его заменяющий). 4. Квалификационные испытания проводятся в назначенном месте и в назначенное время под руководством руководителя или членов подкомиссии. Руководитель или члены подкомиссии обеспечивают контроль проведения процедуры квалификационных испытаний в соответствии с утвержденным административным регламентом. 5. Педагогические работники выполняют письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий. Тестовые задания для педагогов, реализующих программы основного и среднего (полного) общего образования формируются специалистами ЧИППКРО и размещаются на специально выделенном портале сайта ГОУ ДПО ЧИППКРО. Тестовые задания для педагогов, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования, формируются специалистами ЧИРПО и размещаются на специально выделенном портале. Педагог выходит на сайт на соответствующий сайт и выполняет процедуру регистрации. Выполнив процедуру регистрации, педагог получает по электронной почте уникальный логин и пароль. Используя логин и пароль, педагог входит в программную оболочку и приступает к выполнению письменной работы. 6. По окончании выполнения письменной работы педагог и руководитель подкомиссии или члены подкомиссии получают заключение об успешности (или не успешности) прохождения процедуры. 7. Вместе с заключением об успешности (не успешности) прохождения процедуры педагог и члены подкомиссии получают формализованный анализ, включающий указания на ошибки, допущенные педагогом. 8. По итогам проведения квалификационных испытаний подкомиссия формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии путем заполнения аттестационного листа до п.9 включительно. Представление на аттестуемого работника, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод об успешности выполнения письменной работы) руководитель подкомиссии направляет в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 9. Президиум Аттестационной комиссии принимает решение о результатах аттестации. Процедура аттестации считается пройденной, если педагог ответил правильно на 75% вопросов теста.
III. 1. Экспертиза педагогической деятельности работника в установленных регламентах проведения процедуры аттестации осуществляется подкомиссией Аттестационной комиссии, организующей процедуру аттестации работников учреждений профессионального образования (далее подкомиссия). 2. Работник направляет заявление по установленной административным регламентом форме председателю подкомиссии вместе с картой результативности педагогической деятельности (оформленной в соответствии с требованиями административного регламента). Заявление и карту результативности педагогической деятельности работник также может направить в электронном виде, путем их размещения на соответствующем