Главная » 2016»Октябрь»27 » Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки
22:08
Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки
Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки — В книге анализируются и обобщаются методологические основы современной спортивной тренировки, её базовые концепции, принципы и подходы; содержатся сведения по планированию традиционной и альтернативных моделей подготовки, включая особенности выявления таланта в спорте. Особое внимание уделяется применению инновационных технологий, повышающих степень реализации психофизиологических способностей спортсмена и эффективность тренировки для развития основных двигательных качеств. Для тренеров, специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта.
Название: Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки Автор: Иссурин В. Б. Издательство: Спорт Год: 2016 Страниц: 472 Формат: PDF Размер: 231,98 Мб Качество: Отличное
Содержание:
Предисловие к русскому изданию РАЗДЕЛ 1. Основы методики и её базовые концепции Глава 1. Основные термины и принципы спортивной тренировки 1.1. Сущность спортивной тренировки 1.1.1. Цели и задачи тренировочного процесса 1.1.2. Основные термины спортивной тренировки 1.1.3. Методы спортивной тренировки 1.2. Тренировка и принципы адаптации 1.2.1. Величина тренировочной нагрузки и принцип перегрузки 1.2.2. Специфичность тренировочной нагрузки 1.2.3. Аккомодация 1.3. Принцип суперкомпенсации и его применение в практике 1.3.1. Цикл суперкомпенсации после отдельной нагрузки 1.3.2. Суммирование нескольких нагрузок в пределах серии тренировок 1.4. Основные принципы спортивной тренировки 1.4.1. Специализация 1.4.2. Индивидуализация 1.4.3. Вариативность 1.4.4. Взаимодействие нагрузок 1.4.5. Циклическое планирование процесса тренировки Заключение по главе Литература к главе 1 Глава 2. Тренировочные эффекты 2.1. Общая характеристика 2.2. Острый тренировочный эффект 2.2.1. Острые эффекты, оцениваемые специфическими спортивными индикаторами 2.2.2. Острые эффекты, оцениваемые психофизиологическими индикаторами 2.2.3. Программирование острых тренировочных эффектов 2.2.4. Биологические предпосылки, обусловливающие острые тренировочные эффекты 2.3. Непосредственные тренировочные эффекты 2.3.1. Индикаторы непосредственных тренировочных эффектов 2.3.2. Мониторинг непосредственных тренировочных эффектов 2.3.3. Основные подходы к управлению непосредственными тренировочными эффектами 2.4. Кумулятивные тренировочные эффекты 2.4.1. Динамика физиологических показателей 2.4.2. Динамика показателей физических качеств 2.4.3. Динамика спортивных достижений 2.5. Отставленные тренировочные эффекты 2.6. Остаточные тренировочные эффекты 2.6.1. Базовая концепция 2.6.2. Долгосрочные и среднесрочные остаточные эффекты 2.6.3. Краткосрочные остаточные эффекты 2.6.2. Факторы, обусловливающие краткосрочные остаточные эффекты 2.7. Фундаментальные биологические теории, объясняющие природу тренировочных эффектов Заключение по главе Литература к главе 2 Глава 3. Тренируемость спортсменов 3.1. Наследственные факторы тренируемости 3.1.1. Спортивные династии 3.1.2. Наследственные детерминанты соматических признаков и физических качеств 3.1.3. Наследственные детерминанты кумулятивного тренировочного эффекта 3.2. Тренируемость на разных этапах многолетней подготовки 3.2.1. Многолетняя динамика тренируемости 3.2.2. Спортсмены с более и менее благоприятной реакцией на тренировку 3.3. Гендерные различия тренируемости 3.3.1. Различия максимальных спортивных достижений 3.3.2. Различия физиологических детерминант спортивной подготовленности 3.3.3. Различия реакции на тренировочные нагрузки Заключение по главе Литература к главе 3 Глава 4. Перенос тренированности 4.1. Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности 4.2. Теория и практика переноса тренированности 4.2.1. Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку спортсменов 4.2.2. Примеры реализации переноса тренированности в практике 4.3. Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков 4.3.1. Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность 4.3.2. Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка 4.4. Перенос тренированности при совершенствовании двигательных качеств 4.4.1. Общие предпосылки переноса двигательных качеств 4.4.2. Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность: контралатеральный эффект 4.4.3. Перенос тренированности при тренировке рук на упражнения для ног и наоборот 4.5. Влияние силовой тренировки на проявление выносливости 4.5.1. Влияние гипертрофии мышц 4.5.2. Эффект экономизации 4.5.3. Совершенствование периферического кровообращения 4.5.4. Эффект суммарной тренировочной стимуляции 4.5.5. Факторы и условия, ограничивающие перенос силовых качеств 4.6. Влияние тренировки на выносливость на проявление скоростно-силовых способностей 4.6.1. Трансформация мышечных волокон 4.6.2. Нервно-мышечная адаптация 4.6.3. Гормональная регуляция 4.6.4. Данные молекулярной биологии 4.7. Параллельная тренировка в нескольких видах спорта (кросс-тренинг) Заключение по главе Литература к главе 4 РАЗДЕЛ 2. Основы планирования и построения тренировки Глава 5. Традиционная теория спортивной тренировки: общий обзор 5.1. Исторические корни и современное состояние 5.2. Основные положения традиционной теории 5.3. Общая и специальная физическая подготовка 5.4. Специализированные принципы спортивной тренировки 5.5. Методические формы организации упражнений 5.6. Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки Заключение по главе Литература к главе 5 Глава 6. Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории 6.1. Модель тренировки концентрированного однонаправленного воздействия 6.1.1. Методологические предпосылки 6.1.2. Данные исследований концентрированной однонаправленной тренировки 6.1.3. Преимущества и ограничения концентрированной однонаправленной тренировки 6.2. Многоцелевая модель блоковой периодизации 6.2.1. Факторы, обусловившие разработку многоцелевой модели блоковой периодизации 6.2.2. Ранние исследования многоцелевой блоковой периодизации 6.2.3. Основные положения и предпосылки внедрения 6.2.4. Структурная модель годового цикла 6.2.5. Основные следствия реализации многоцелевой блоковой модели Заключение по главе Литература к главе 6 Глава 7. Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в разных видах спорта 7.1. Индивидуальные виды спорта на выносливость 7.2. Спортивные игры 7.3. Подготовка спортсменов, тренирующих максимальную силу и мощность 7.3.1. Данные научных исследований 7.3.2. Практический пример реализации блоковой программы 7.4. Рекреационная тренировка: профилактика остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний Заключение по главе Литература к главе 7 Глава 8. Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов 8.1. Поляризованная тренировка 8.1.1. Опыт подготовки элитных спортсменов 8.1.2. Данные научных исследований 8.1.3. Научные предпосылки концепции поляризованной тренировки 8.2. Реализация программ высокоинтенсивной интервальной тренировки (ВИТ) 8.2.1. История возникновения ВИТ 8.2.2. Основные эффекты ВИТ 8.2.3. Кумулятивные эффекты ВИТ нетренированных лиц и спортсменов, занимающихся по оздоровительным программам 8.2.4. Кумулятивные эффекты ВИТ тренированных и элитных спортсменов Заключение по главе Литература к главе 8 Глава 9. Тренировочное занятие: основные концепции и особенности построения 9.1. Классификация и типы тренировочных занятий 9.1.1. Типы занятий в зависимости от особенностей их организации 9.1.2. Классификация занятий в зависимости от выполняемых в них заданий 9.1.3. Классификация занятий в зависимости от их целей 9.1.4. Ключевые тренировочные занятия 9.2. Структура тренировочного занятия 9.2.1. Разминка 9.2.2. Основная часть занятия 9.2.3. Заминка (заключительная часть тренировки) 9.3. Особенности построения тренировочных занятий 9.3.1. Последовательность упражнений различной направленности 9.3.2. Совместимость различных упражнений 9.3.3. Серия занятий внутри одного дня тренировки 9.4. Структурирование тренировочного занятия Заключение по главе Литература к главе 9 Глава 10. Микро-, мезоциклы и этапы годового цикла подготовки 10.1. Микроциклы 10.1.1. Классификация микроциклов 10.1.2. Изменения нагрузки внутри микроцикла 10.1.3. Микроцикл развития аэробных способностей 10.1.4. Микроцикл развития анаэробных гликолитических способностей 10.1.5. Микроцикл развития взрывной силы и координационных способностей 10.1.6. Предсоревновательный микроцикл 10.1.7. Микроцикл поддержания специфических кондиций в спортивных играх 10.1.8. Правила построения микроцикла 10.2. Мезоциклы 10.2.1. Накопительный мезоцикл 10.2.2. Трансформирующий (преобразующий) мезоцикл 10.2.3. Реализационный мезоцикл 10.3. Этапы подготовки внутри годичного цикла 10.3.1. Роль соревнования внутри этапа подготовки 10.3.2. Как продлить остаточный тренировочный эффект 10.4. Завершающий этап подготовки (ЗЭП) к главным соревнованиям 10.4.1. Факторы, определяющие эффективность ЗЭП 10.4.2. Содержание и особенности ЗЭП Заключение по главе Литература к главе 10 Глава 11. Долговременная спортивная подготовка 11.1. Годичный цикл подготовки 11.1.1. Цели, задачи и основные направления годичного плана 11.1.2. Составление годичного плана 11.1.3. Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного плана 11.2. 4-летний цикл олимпийской подготовки 11.3. Спортивное долголетие элитных спортсменов 11.4. Многолетняя подготовка юных спортсменов 11.4.1. Этапы многолетней подготовки 11.4.2. Сенситивные периоды в развитии различных физических качеств Заключение по главе Литература к главе 11 Глава 12. Спортивный талант и его развитие 12.1. Научные предпосылки 12.1.1. Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант 12.1.2. Темп прироста результатов как индикатор одарённости 12.2. Основные подходы к выявлению одарённости 12.2.1. Данные исследований одарённости юных спортсменов 12.2.2. Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов 12.3. Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет Заключение по главе Литература к главе 12 Глава 13. Тренировка в условиях среднегорья 13.1. Научные предпосылки 13.1.1. Основные факторы, определяющие работоспособность спортсменов в среднегорье 13.1.2. Основы адаптации к условиям среднегорья 13.1.3. Возможные преимущества среднегорной подготовки 13.2. Основы методики тренировки 13.2.1. Общие принципы и основные положения тренировки в среднегорье 13.2.2. Фазы горной акклиматизации и их влияние на построение тренировки 13.2.3. Особенности реакклиматизации на уровне моря 13.2.4. Построение этапа подготовки, включающего сбор в горах 13.2.5. Нетрадиционные подходы к тренировке в среднегорье 13.2.6. Горная подготовка в структуре годичнго цикла 13.2.7. Основные подходы к программированию тренировки в среднегорье Заключение по главе Литература к главе 13 РАЗДЕЛ 3. Инновационные подходы к подготовке спортсменов Глава 14. Одновременная и предварительная преактивация стимулирующая проявление максимальных физических возможностей 14.1. Одновременная преактивация мышечной деятельности (ОПМД): научные и практические предпосылки 14.1.1. История возникновения метода ОПМД 14.1.2. Исследования эргогенного эффекта ОПМД 14.1.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эргогенный эффект ОПМД 14.1.4. Апробация метода ОПМД в разных видах спорта: старт в спортивном плавании 14.2. Предварительная преактивация мышечной деятельности (ППМД) 14.2.1. Научные предпосылки 14.2.2. Характеристика метода ППМД: условия и особенности реализации 14.2.3. Индивидуальные особенности, обуславливающие эффект ППМД 14.2.4. Эффект ППМД, реализуемый в скоростно-силовых упражнениях 14.2.5. Эффект ППМД в подготовке спортсменов, тренирующихся на выносливость Заключение по главе Литература к главе 14 Глава 15. Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов 15.1. Тренировка с использованием биологической обратной связи (БОС) 15.1.1. Использование метода БОС для совершенствования техники движений 15.1.2. Реализация методов БОС в лабораторных и полевых условиях 15.1.3. Комплексный подход при использовании БОС: опыт практического применения 15.2. Методы аутогенной тренировки: представление 15.2.1. Научные предпосылки 15.2.2. Данные исследований и практические подходы 15.3. Тренировка в условиях искусственной среды и виртуальной реальности 15.3.1. Исследования тренировки в условиях искусственной среды 15.3.2. Использование виртуальной реальности в подготовке спортсменов Заключение по главе Литература к главе 15 Глава 16. Электростимуляционная (ЭМС) тренировка 16.1. История создания метода 16.2. Характеристика метода ЭМС и параметров стимуляции 16.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эффект ЭМС тренировки 16.4. Влияние ЭМС на физическую подготовленность и спортивные достижения 16.4.1. Данные исследований в индивидуальных видах спорта 16.4.2. Данные исследований в спортивных играх 16.4.3. Эффект ЭМС в процессе рекреационной тренировки 16.5. Практические замечания по применению ЭМС тренировки Заключение по главе Литература к главе 16 Глава 17. Вибрационная тренировка 17.1. Вибрационный массаж 17.2. Тренировка методами локальной и общей вибрации 17.2.1. Технологические подходы и приборы для вибрационной тренировки 17.2.1.1. Аппаратура для тренировки методами локальной вибрации (ЛВ) 17.2.1.2. Аппаратура, создающая вибрацию всего тела (ВВТ) 17.2.2. Вибрационная тренировка гибкости 17.2.3. Силовые упражнения ЛВ: острый эффект 17.2.4. Силовые упражнения с наложением ЛВ: кумулятивный эффект 17.2.5. Упражнения с использованием ВВТ: острый эффект 17.2.6. Упражнения с использованием ВВТ: кумулятивный эффект 17.2.7. Вибрационная тренировка для укрепления костей 17.3. Практические замечания по применению вибрационной тренировки Заключение по главе Литература к главе 17
Скачать Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки