Илюткин Р. А. Студент 2 курса
АУ СПО Сургутский профессиональный колледж
Научный руководитель: Синявина Л.Ю.
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА
Согласно статистике, большая часть проблем в ИТ-проектах связана не с отсутствием технических знаний (10%), а с неоптимальными управленческими решениями (90%). Эта закономерность была исследована в США, однако, она справедлива и для стран постсоветского пространства, где вопросам менеджмента исторически уделялось меньше внимания.
Между тем ИТ-индустрия в России стремительно развивается. Если в 2005 году объем рынка информационных технологий превысил 600 млрд. рублей, то по прогнозам к 2012 году он составит 1141 млрд. рублей. С ростом отечественной ИТ-индустрии все острее ощущается нехватка квалифицированных кадров. Особенно это касается ИТ-менеджеров – людей, обладающих знаниями и опытом, необходимым для управления проектами и службами в области ИТ. Именно от менеджеров в значительной степени зависит успех или неудача применения ИТ как в бизнесе, так и в самой ИТ индустрии. Не вызывает сомнения утверждение, что для полноценного функционирования такого емкого рынка как ИТ индустрии необходимы эффективные менеджеры. ИТ индустрия является сферой высоких технологий и поэтому предъявляет повышенные профессиональные требования к своему кадровому обеспечению.
Можно утверждать, что прикладная информатика (в менеджменте) рождена самой жизнью - потребностью в специалистах нового поколения, которых сегодня нет на рынке труда.
Если говорить о бизнесе, то в настоящее время современные информационные технологии обеспечивают качественно новый уровень системного анализа и оценки процессов, происходящих внутри компании и за ее пределами, позволяют быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, оперативно находить новые рынки, партнеров и клиентов, выводить на рынок новые продукты, увеличивать доходность бизнеса.
Современное общество, в котором информация приобрела роль социально значимого ресурса, наравне с материальными, энергетическими, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обладает необычайно высокой потребностью в квалифицированных специалистах для работы в различных сферах бизнеса. В этих целях, помимо социально-экономических, правовых, математических и языковых знаний, необходимо иметь специальные знания и навыки в области использования и разработки информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ). Можно утверждать, что уже сегодня при отсутствии таких знаний и навыков молодым специалистам трудно найти свое место в современном бизнесе.
Важно отметить, что компьютерные технологии применяются не только в сфере информационной поддержки бизнеса, но и при его коренной перестройке - реструктуризации бизнеса. Современные подходы к решению задач базируются на методах структурного и объектно-ориентированного анализа, на компьютерных технологиях моделирования стратегий, организационных структур и бизнес-процессов предприятий, интеллектуальных методах анализа баз данных, экспертных системах, которые направлены на аналитическую поддержку принятия решений, на повышение эффективности бизнеса. В мировой практике специалистов такой квалификации называют бизнес-аналитиками.
Буквально за последние год-два взгляд специалистов на возможность карьерного роста в ИТ претерпел серьезные изменения, это связано с приходом в наш язык сначала непонятного, а теперь уже устоявшегося термина CIO (Chief Information Officer, директор по информационным технологиям). Конечно, для того, чтобы стать CIO, одного опыта и ИТ-образования недостаточно, необходимо иметь бизнес-образование, лидерские качества, умение руководить людьми и многое другое.
Так кто же такой CIO и каковы его функциональные обязанности?
Одна из наиболее острых проблем крупных российских компаний - их низкая управляемость и недостаточная (по мировым стандартам) эффективность. Возможное решение этих проблем - переход к использованию современных управленческих технологий: стратегического, оперативного и финансового менеджмента. Наука об управлении рассматривает следующие стадии процесса управления компанией: диагностика проблем - постановка целей - выработка спектра возможных путей достижения целей и решения проблем - сопоставление и оценка вариантов решений - выбор оптимальных решений - их реализация - сопоставление достигнутых результатов с поставленными целями - циклическое повторение предыдущих этапов.
Осуществление описанного цикла напрямую зависит от наличия в компании внутренней инфраструктуры для поддержки этих процессов. Инфраструктура включает коммуникационные и информационные каналы, компьютерные базы данных, средства анализа данных и принятия решений. Много значит и присутствие в компании профессиональных менеджеров, понимающих сущность этих задач и способных реализовать управленческие процессы.
Достаточно ли решения этой проблемы для того, чтобы посредством информационных технологий повысить эффективность бизнеса? Увы, нет. Нужна еще совместимость менталитетов первых лиц бизнеса и лица, ответственного за информационные структуры компании, сходство в стратегическом мышлении, способность к целостному, системному восприятию бизнеса компании.
Ответом саморегулирующегося бизнес-сообщества на этот вызов времени стало введение в компаниях должности CIO (Chief Information Officer, директор по информационным технологиям) - человека, обладающего системным стратегическим взглядом на бизнес, объединяющего компетенции менеджера и специалиста по управлению растущими информационными потоками и постоянно усложняющейся инфраструктурой.
CIO принимает на себя ответственность не только за формирование инфраструктуры для создания единой информационной системы предприятия и за создание самой системы. Он также отвечает за организацию всех информационных потоков внутри компании и отчасти за ее представление во внешней (виртуальной) среде. CIO становится своего рода «информационным дизайнером» компании, обеспечивающим надежной информацией не только всех функциональных специалистов компании, но и руководителей высшего звена.
Практика российских компаний показывает, что сейчас в большинстве компаний при назначении на позицию CIO либо выбирается один из топ-менеджеров компании, разбирающийся в ИТ, либо на эту позицию продвигается руководитель ИТ-отдела.
Специалист информатик-менеджер, окончивший специальность – прикладная информатика (в менеджменте) фактически получает двухпрофильное высшее образование. Полученных знаний достаточно для построения карьеры с одной стороны как чисто менеджера или программиста-разработчика так и сочетающих в себе эти качества – ИТ-менеджеры, менеджеры проектов, информационные аналитики, директора по информационным технологиям (CIO) и т.д.
В России структурная перестройка далеко еще не завершена и новые рабочие места возникают не только за счет расширения уже имеющегося бизнеса, но и за счет открытия нового дела. Выпускник специальности – прикладная информатика (в менеджменте) идеально подготовлен как предприниматель современной формации для традиционных и новых сфер бизнеса, а также как предприниматель для высокотехнологичной сферы информационных технологий.
Список литературы:
2. В.Л. Тамбовцев "Пятый рынок: экономические проблемы производства информации". М.; Издательство МГУ. 1993.
3. И.И. Родионов "Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран". М.;Международный центр научной и технической информации. 1990.
4. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
|